Уроки гражданственности Донбасса

вторник, 18 октября 2016 г.

Заповедные места родного края
Цели: -формировать представление о природоохранной деятельности государства, гражданина;
-познакомить с заповедными местами родного края, раскрыть важность природоохранной деятельности;
-развивать интерес к поисково- исследовательской деятельности;
-воспитывать чувство долга, любовь к природе.
Ход урока
1.Организация класса
2.Проверка готовности обучающихся к уроку.
3. Речевая зарядка
Чтение эпиграфа, работа над словесным ударением, работа над смыслом прочитанного.
Люблю родного края я пейзажи,
Люблю тебя, родной, степной Донбасс
Хоть ты и не представлен в Эрмитаже,
Но всегда ты радуешь мой глаз…
Николай Филон
4.Активизация мыслительной деятельности:
Ответы на вопросы:
-Как называется край, в котором мы живём?
Ответ. ДОНБАСС. Мы живём в Донбассе.
-А почему эту местность назвали Донбассом?
-Выслушав ответы учащихся, учитель дополняет ответы Донбасс – Дон – река, басс – бассейн – территория, которая расположена в бассейне реки Дон.
Ответ. Наш край славится углём, каменной солью, меловыми горами, Азовским морем, природой, трудолюбием людей, природоохранными территориями…
5.Сообщение темы урока «Заповедные места родного края»
Ребята, сегодня мы с вами проведём заочное путешествие по прекрасным заповедным местам нашего родного края.
6. Беседа о родном крае
-Родной край – это край, в котором ты родился, учишься, живешь. Наш родной край – это Донецкая область. Здесь и ковыльные степи заповедников, и многокрасочная долина Северского Донца, суровые увалы центральной части Донецкого кряжа, рукотворные леса и пляжи Азовского моря. В нашем крае повсюду возвышаются пирамиды терриконов и трубы заводов. Это самый крупный угольно-металлургический район нашего государства.
-А теперь скажите, можно ли узнать, что-то новое и заодно хорошо отдохнуть в Донецком регионе?
Выслушав ответы учеников, учитель продолжает: можно. Ведь в нашем крае много интересных мест. Мы просто о них не знаем. Оказывается, в Донбассе немало чудных, удивительных, прекрасных мест с нетронутой природой и дивным ландшафтом.
-Ребята, я прошу вас вспомнить, где вы побывали.
Ответ: Побережье Азовского моря,  областной краеведческий музей…
-И везде вы открывали для себя что-то новое, интересное.
-А на сегодняшнем уроке вы будете приятно удивлены туристическим богатством нашего края, в котором родились и выросли.
Сейчас мы посмотрим презентацию о заповедных  местах, где мы побывали и заочно посетим на сегодняшнем уроке, которые можно посетить в будущем.
- Голубое озеро Авдеевского карьера,
- Побережье Азовского моря
- Региональный ландшафтный парк "Донецкий кряж"
-Региональный ландшафтный парк "Зуевский"
-Донецкий ботанический сад
- областной краеведческий музей
7. Путешествие по заповедным зонам родного края.
Государственный заповедник — территория, имеющая особую научную и культурную ценность. Организуется для сохранения типичных в природном отношении участков, восстановления ценных животных и растений. Здесь ограничивается хозяйственная деятельность, кроме научно-исследовательских работ, проводимых в практических интересах народного хозяйства.
Региональный ландшафтный парк "Донецкий кряж"
·        Доне́цкий кряж — региональный ландшафтный парк. Слайд 2
·        Находится в Амвросиевском районе Донецкой области(2353 га) возле села Артемовка и Шахтёрском районе Донецкой области (1599 га) возле сёл Сауровка и Петровское. Статус ландшафтного парка присвоен решениями Донецкого областного совета от 9 ноября 2000 года № 3/16-364[1] и от 29 февраля 2000 года. № 23/11-254[1]. Общая площадь — 3952,2 га[2]. Представляет собой типичные природные ландшафты Донецкого кряжа — донецкую лесостепь.
Назван в честь Донецкого кряжа — возвышенности на юге Восточно-Европейской равнины, наивысшей высотной системы области, на которой находится сам парк.
·        Ландшафт Донецкого кряжа — донецкая лесостепь — степь,Слайд 3
·        которая чередуется массивами искусственных насаждений и байрачных лесов. Такая форма ландшафта обусловлена более прохладным и влажным, чем в степи климатом[3]. На территории ландшафтного парка произрастает более 500 видов растений. Среди них много эндемиков (растения и животные, обитающие в пределах ограниченного пространства), которые внесены в Красную книгу Украины. Фауна ландшафтрого парка разнообразна: встречаются лоси, кабаны,косули, заяц-русак, лисица, волк; разные виды птиц.
·        В районе с. Новопетровское через парк протекает река Крынка.Слайд 4
·        На территории регионального ландшафтного парка расположенСлайд 5
 курган Саур-Могила[4], одна из высочайших точек Донецкого кряжа (277,9 м). На вершине кургана находились сторожевой казацкий пост, укрепления Миус-фронта. После Великой Отечественной войны на Саур-Могиле был создан мемориальный комплекс. В данный момент он разрушен в ходе военных действий 2014 г. Слайд 6
Уникальный зуевский парк расположен в окрестностях посёлка Зуевка. На территории парка расположен частный музей раковин моллюсков, в котором собрано 1500 экземпляров со всей планеты. Прекрасное место для любителей разнообразного отдыха: начиная от купания в небольших водохранилищах и заканчивая скалолазанием. Парковая зона очаровывает своими удивительными просторами – можно часами наслаждаться по нетронутым цивилизацией уголкам природы. Любители водных процедур также не останутся равнодушными к катанию на байдарках, каноэ, на моторных лодках.
     Слайд 8 Зуевский скалодром пользуется огромной популярностью у альпинистов, как у новичков, так и у профессионалов, организованы велопрогулки, занятия дельтапланеризмом.  Раньше на месте посёлка Зуевка находилась усадьба героя русско-турецкой войны генерала Иловайского, которому царица Екатерина за заслуги перед Отечеством подарила земли Дикого Поля от Таганрога до Бахмута. Сейчас сохранился дом с подвалом. Находится он в районе п.г.т. Зуевка возле Харцызска. В этих местах скалистые кручи покрыты степью и лесом. Неподалеку расположены два водохранилища - Ханжонковское и Ольховское, а между ними - вдоль речки Ольховки - скалы поднимаются вертикальной стеной, поэтому их облюбовали альпинисты для тренировок.
·        Донецкий областной краеведческий музей Слайд 9-10
Донецкий областной краеведческий музей создан в 1924 г.  и на сегодняшний день является одним из наиболее крупных в Донбассе. Во время Великой Отечественной войны его фонды были уничтожены гитлеровскими захватчиками. Работа по их воссозданию началась в 1944 г. В настоящее время он имеет 50 тысяч экспонатов, размещенных в 24 залах. Коллекции фондов из года в год пополняются, совершенствуются их научное описание и организация хранения. Сбор исторических документов и реликвий составляет одну из важнейших задач музея.
·        Побережье Азовского моря  Слайд 11-12
В посёлке Седово есть  музей Г. Я. Седова. Музей расположен на берегу моря. Внешне он похож на дом – парусник, а внутри – зал, который напоминает каюту морского корабля, с уникальными экспонатами и документами, свидетельствующими о жизни Георгия Седова, который пошел в  экспедицию на Северный полюс на судне «Святой мученик Фока» в 1912 году. В музее есть карта  экспедиции, копии счетов на добровольные пожертвования от граждан на покупку продовольствия и собак. Рядом – оригинальные экспонаты со «Святого Фоки»: части обшивки корабля. Совковая лопата, найденная на месте гибели Г. Седована острове Рудольфа. Большой раздел экспозиции посвящён современным исследованиям Арктики, научным исследованиям района вокруг полюса. Ребята, вот и закончилась наше путешествие по родному Донбассу. А сколько интересного ещё хранит наша Донецкая земля. Ребята, а куда вы хотели бы поехать?
Физминутка 

8. Повторяем и закрепляем
Заповедник – это место, где оберегаются и сохраняются редкие и ценные растения, животные, уникальные участки природы, культурные ценности.
Памятник природы – особо охраняемая природная территория, на которой расположен редкий или достопримечательный объект живой или неживой природы, уникальный в научном, культурном или эстетическом отношении.
Природный парк – охраняемый обширный участок природного или культурного ландшафта; используется для организованного туризма, природоохранных, просветительских и других целей.
9. Итог урока
-Ребята, я уверена, что вы удивлены туристическим богатством и потенциалом Донбасса. И найдёте время для того, чтобы отправиться в интересное путешествие, для которого не понадобятся визы и дорогие авиаперелёты. Потому что вся эта красота находится рядом с вами - стоит только руку протянуть.
10. Домашнее задание:
Составить кроссворд по теме урока

Комментариев нет:

Отправить комментарий